22 сентября кенийский спецназ при поддержке израильских экспертов по борьбе с терроризмом начал штурм торгового центра Westgate в Найроби, где накануне 16 боевиков из исламистской группировки «Аш-Шабаб» захватили несколько десятков заложников. 23 сентября штурм еще продолжался, но глава МИД Кении Амина Мухаммед уже огласила первые данные: в числе террористов — британка и трое американцев сомалийского происхождения. Двое из них, 18 и 19 лет, проживали в Миннеаполисе, штат Миннесота. 25 сентября генпрокурор США Эрик Холдер заявил, что Пентагону ничего об американских гражданах, принимавших участие в атаке, не известно. Похожее заявление сделали и британские власти*. На момент сдачи номера спасатели продолжали разбирать завалы Westgate: три этажа здания, обрушившиеся во время штурма, погребли под собой неизвестное количество заложников и террористов. Последние официальные цифры говорили о 67 жертвах, однако боевики «Аш-Шабаба» сообщали в интернете о 137 погибших. Вообще такой наглости — пиар-активности в публичном поле, да еще когда не закончена операция спецслужб, — история борьбы с терроризмом, пожалуй, не помнит. Неизвестно пока и количество нападавших: пятеро были убиты в перестрелке, однако, согласно свидетельствам, в атаке принимали участие от 10 до 15 человек, остальные, стало быть, тоже должны быть под завалами. Так или иначе, среди убитых исламистов ни британцев, ни американцев пока не нашли. Пока…
Северное убежище
21 августа 2013 года, Сент-Пол (штат Миннесота, США), Лэндмарк-центр, торжественная церемония натурализации — получения американского гражданства. Мировой судья Джин Грэхэм в алфавитном порядке называет страны, представители которых с этой минуты становятся обладателями американских паспортов. В Белом зале с колоннами на 300 мест по очереди встают представители Белоруссии, Венесуэлы, Ирана, Мексики, России, Уганды… Встают поодиночке. Лишь при слове «Сомали» поднимается целая толпа: десятки высоких стройных женщин в юбках до пола с повязанными по-африкански платками на головах, дети, очень высокие мужчины… Им аплодируют, они аплодируют, целуются, плачут от счастья. Через несколько минут они приложат правую руку к сердцу и споют God Bless America.
Миннесота не зря фигурировала в сводках новостей с первых дней теракта в Найроби: сомалийская община в этом северном штате насчитывает около 80 тыс. человек. Приезжать сюда сомалийцы стали еще в конце 80-х, вскоре после начала гражданской войны на Африканском Роге, когда сначала лютеранская, а потом и католическая церкви штата Миннесота организовали гуманитарные проекты помощи беженцам. Сегодня большое количество НКО, образовательных и культурных центров делают жизнь общины довольно комфортной: сомалийцы открывают кафе, небольшие магазинчики, работают в сфере сервиса. Чуть ли не каждый граждански активный житель Миннеаполиса с гордостью рассказывает о личном вкладе в помощь приезжим: американцы благожелательны к новым соотечественникам, даже несмотря на серию громких, прозвучавших на всю Америку судебных антитеррористических процессов и постоянных новостей с упоминанием террористов сомалийского происхождения.
уехали в сомалийский «рай» (из досье «Аш-Шабаба» в Федеральном суде Миннесоты)
Доучиться — и в рай
В июле 2013 года стало известно об убийстве одного из первых проживавших в США выходцев из Сомали, причастных к исламистскому движению «Аш-Шабаб». Его звали Абрахам Аль-Афгани, и он носил титул эмира «малого (международного) крыла» «Аш-Шабаба», которое занимается рекрутированием бойцов по всему миру. Его убили в Сомали активисты «большого крыла» организации — оно отвечает за операции внутри Сомали.
Аль-Афгани, попавший в Америку в 80-е, в первую волну эмиграции, жил в штате Вирджиния. В 1988-м он отправился в Афганистан на джихад против советских войск и первым начал рекрутировать молодых сомалийских мужчин из США в только что созданный «Аш-Шабаб». Причины убийства Аль-Афгани неясны, но кампания по привлечению новых моджахедов с его смертью не прекратилась.
7 августа на YouTube появилось 40-минутное видео, на котором трое молодых сомалийцев, членов «Аш-Шабаба», находящихся, по-видимому, в военном лагере, на английском языке рекламируют Сомали «как лучшее место на земле». «Мы пришли сюда ради Аллаха, если бы вы только знали, ребята, сколько удовольствий у нас здесь, это настоящий Диснейленд, вы должны приехать сюда и присоединиться к нам!» — этот текст произносит на видео сомалиец из Миннеаполиса Трой Кастигар, погибший в 2009 году, — свидетельство того, что видео довольно старое, но выложили его почему-то только в этом году. В видеоряд вмонтирована также картинка аэропорта Миннеаполиса, название колледжа из Миннесоты, университетский кампус.
Именно с рекрутингом связаны громкие процессы, которые в 2012 году потрясли всю Америку. Тогда десять членов сомалийской диаспоры были приговорены в Миннесоте к разным срокам. «Кроме этих десяти обвинения в связях с «Аш-Шабабом» предъявлены тринадцати другим гражданам США, находящимся в бегах, и одно дело находится в суде — о лжесвидетельстве, касающемся сбора средств для боевиков», — пояснил в разговоре с The New Times федеральный судья Джон Тотем, в прошлом глава комиссии по обнародованию документов, связанных с убийством Джона Кеннеди. Именно Тотем вынес сомалийцам три из десяти обвинительных приговоров.
Рекрутировал на джихад проживающих в Америке молодых сомалийцев не только погибший Аль-Афгани. Этим же занимался 46-летний Мохаммед Саид Омар, которого судья Тотем 19 октября 2012 года приговорил к 12 годам тюрьмы. Омар работал в связке с двумя приятелями, у каждого из них была своя функция: один знакомил сомалийцев с теми, кто уже собрался отправиться в Африку на джихад, второй сообщал о некоем дяде, проживавшем в Сомали, который, мол, примет и поможет новым бойцам, третий театрально цитировал избранные суры Корана о боевых сражениях.
Омар был чрезвычайно харизматичен, рисовал картинки сражений с эфиопскими захватчиками (Эфиопия принимала участие в гражданской войне в Сомали в 2006–2009 гг.), рассказывал о «рае, куда попадают воины, павшие в борьбе с неверными», просил держать все разговоры и планы в тайне. По сведениям американских спецслужб, на счету Омара более 20 человек, переправленных из США на Африканский Рог. Он же занимался непосредственно организацией поездок: покупал билеты в оба конца, чтобы избежать подозрений; если дело касалось учащихся школ, помогал им обмануть родителей и получить паспорта для путешествия на историческую родину.
В материалах дела Омара приводятся показания свидетелей, которые вспоминают, что среди рекрутированных им молодых американцев сомалийского происхождения отнюдь не все были на 100% уверены в своем боевом предназначении. Так, 26-летний Ахмед Ширва очень хотел окончить учебу и на приглашение вступить в «Аш-Шабаб» реагировал совсем неохотно. Омар сумел заболтать его. В октябре 2008-го Ширва взорвал себя в машине в сомалийском городе Харгейса, где была расположена миссия ООН, убив 20 человек. Это был первый официально зафиксированный теракт, к которому имел отношение сомалиец из Миннесоты.
В июле 2010-го двое рекрутированных Омаром террористов взорвали себя в Уганде (76 жертв), в мае 2011-го — еще один в Сомали (тогда погибли трое солдат Африканского союза).
Разные голоса
Всю прошлую неделю представители сомалийской общины и религиозные лидеры Миннесоты выражали соболезнования Кении и кенийской диаспоре в Америке. Они подчеркивали при этом, что большинство из них ожидали разрешения на въезд в Америку (в качестве беженцев) именно на территории Кении. «Во время событий в Найроби две общины — сомалийская и кенийская — были едины в своем осуждении теракта, они вообще как бы объединились, и я была потрясена этим», — заметила в разговоре с The New Times Лора Алланд, архитектор из Сент-Пола. Ее не удивляет, что некоторые «изолированные в культурном и образовательном плане молодые люди из сомалийской диаспоры пытаются найти удачу или деньги где-то еще, например, в «Аш-Шабабе»: «Это никак не меняет моего отношения к сомалийцам в целом, я рада, что именно в Миннеаполисе и Сент-Поле самая большая сомалийская община в Америке, это делает наш штат более многообразным».
Ни один из опрошенных The New Times местных жителей не сказал, что после случившегося в Найроби перестанет помогать сомалийской общине или вообще как-то изменит свое отношение к иммигрантам. «Те несколько парней, которых «Аш-Шабаб» смог рекрутировать в нашем городе, не представляют 80 тысяч сомалийцев, — сказал журналу Даг Стоун, медиа-консультант из Миннеаполиса. — Я знаю массу хороших стажеров, отличных работников-сомалийцев, мы рады им, и мы не перестанем им помогать из-за теракта в Найроби».
Впрочем, судья Джон Тотем смотрит на вещи иначе: «Миннесота много и тяжело работает над тем, чтобы адаптировать иммигрантов. Теракт в Найроби может повлиять на общественное мнение в отношении сомалийской общины, хотя важно, конечно, как будут развиваться события». Тотем уверен: если терактов больше не будет, если количество рекрутируемых «Аш-Шабабом» молодых людей из Миннесоты не увеличится, не будет проблем и у остальных иммигрантов сомалийского происхождения. «Однако мы знаем, что «Аш-Шабаб» уже тесно работает с «Аль-Каидой», и чем теснее будет эта спайка, тем больше будет непонимания и здесь, в Миннесоте», — заключает судья. В октябре в Лэндмарк-центре Сент-Пола пройдет очередная церемония натурализации. Снова десятки сомалийцев получат американские паспорта и будут петь God Bless America. В сущности, именно от них зависит, будет ли «Аш-Шабаб» и впредь получать пополнение из-за океана.
Группировка «Аш-Шабаб» (полное название Xarakada Mujaahidiinta Al-Shabaab, то есть Движение молодых моджахедов) сформировалась в 2004 году как молодежное исламское (салафитское) движение, преобразовавшись спустя два года в радикальное крыло организации «Союз исламских судов» (СИС). Начиная с 2007 года, после ввода в Сомали эфиопских войск и поражения СИС, «Аш-Шабаб» активно включилась в вооруженную борьбу против «оккупантов» и Временного федерального правительства (ВФП), получая финансовую и военную помощь из Эритреи, Йемена, Египта, стран Персидского залива. Затем «врагами» группировки стали подразделения АМИСОМ, миротворческой миссии под мандатом Африканского союза. К 2011 году отряды «Аш-Шабаба» были выбиты изо всех крупных городов не без участия кенийской армии. Боевиков «Аш-Шабаба» обвиняли в похищении иностранцев на территории Кении, а также в многочисленных терактах как в Сомали, так и за его пределами. Сообщения о связях «Аш-Шабаба» с «Аль-Каидой» появились еще в 2008 году, однако об их официальном объединении лидер группировки Ахмед Абди Годане сообщил лишь в феврале 2012 года.
Источник: newtimes.ru