С заранее предрешенным финалом, продуманным сюжетом и небольшими коллизиями, которые уже ближе к концу действа призваны задержать зрителя у экрана в надежде на неожиданную развязку. Но ее, увы, не произошло. Главный «Оскар» за лучший фильм года вполне ожидаемо достался «Операции “Арго”» Бена Аффлека, который до этого получил за свою ленту награды профессиональных гильдий, «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии.
Для американских академиков фильм Аффлека считался самым явным претендентом на главный «Оскар», вариантом, который устроит всех. Поощри академики байопик Стивена Спилберга «Линкольн», их бы громко обвинили в махровом патриотизме и политизированности. «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу вызвала бы очередной виток разговоров о пытках, используемых ЦРУ, а «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино — об уместности использования слово «ниггер» и излишней жестокости на экране. «Мой парень — псих» поспособствовал бы обвинению в легкомысленности, «Любовь» — наоборот в серьезности и «потакании» европейскому кино. Выбери академики «Жизнь Пи» и «Звери дикого Юга», они могли бы просто услышать, что награду присудили из любви к детям и животным, которых, как известно, профессиональным актерам в кадре не переиграть. Впрочем, академики «загладили свою вину» перед создателями этих картин и поощрили их другими статуэтками.
Не совсем ожидаемыми оказались итоги номинаций за лучшую женскую роль и за режиссуру. О том, что Дженнифер Лоуренс — восходящая звезда Голливуда, юная, талантливая, сильная актриса — говорили давно. Однако верить в то, что именно за свою роль в трагикомедии Дэвида О.Рассела «Мой парень — псих» она все-таки получит свой первый «Оскар» (в 2011 году она была номинирована за работу в картине «Зимняя кость», однако уступила награду Натали Портман), верить не хотелось. К тому же и конкуренция у Лоуренс была довольно серьезная.
Фаворитом «женской» гонки до последнего считалась Джессика Честейн — рыжеволосая бестия, чья героиня возглавляла операцию по поимке Усамы Бен Ладена в фильме «Цель номер один». Но настоящая, сильная актерская работа, безусловно, была у Эммануэль Рива, которой ровно в день раздачи «Оскаров» исполнилось 87 лет. В фильме «Любовь» Рива сыграла пожилую учительницу музыки, которую сражает инсульт. Сыграть в таком возрасте немощную женщину, идущую к смерти, — нелегкая актерская задача, которая, увы, оказалась не оценена киноакадемиками. Юной Лоуренс выдали статуэткой аванс на будущее, пожилую Риву проигнорировали. Фильму Ханеке «Любовь» досталась в итоге лишь одна статуэтка за лучший иностранный фильм, что лишний раз доказало бессмысленность участия сильных фестивальных картин в «оскаровских» номинациях наряду с откровенным мейнстримом.
Чисто американский акцент «Оскара» академики дополнили лишь реверансом в сторону тайванского режиссера Энга Ли. Хотя он уже имеет такой же точно «Оскар» — за режиссуру фильма «Горбатая гора». Так что нынешний, за «Жизнь Пи», лишь дополнение в копилку наград этого режиссера. Нельзя, правда, сказать, что в этот раз Ли получил награду по достоинству: «Жизнь Пи», прямо скажем, не отличается режиссерскими изысками, и гораздо более уместно было наградить в этой номинации независимого режиссера Бена Зайтлина («Звери дикого Юга») или «певца Америки» Стивена Спилберга.
Впрочем, нынешний «Оскар» и запомнится тем, что награды нашли своих героев — всеми ожидаемых, но далеко не всегда самых достойных.
Источник: РИА Новости, Мария Токмашева