Ввёл моду на искренность на театральной сцене Евгений Гришковец, и волшебная сила искусства в жанре «монолог-исповедь» творит чудеса с публикой. Главное - чтобы искренний герой и вне сцены был знаковой персоной, вызывающей уважение. Достойная биография важна, и в нашем случае именно так и происходит, паззл сложился! Шутливо-исповедальная постановка, впервые представленная на сцене Русского драматического театра, подготовлена в основном силами «Одесских джентльменов» легендарной команды КВН. Только юмор нынче с грустинкой, с добрым прищуром, с утомленным и умудрённым взглядом знакомых глаз…
Комедийный моноспектакль «Мужчина перед зеркалом» поставлен режиссёром Михаилом Чумаченко по пьесе Евгения Каминского и Владислава Царёва. Когда-то на весь бывший Союз прогремела миниатюра «Зеркало», которую исполнил Янислав Левинзон. Сейчас тот же герой смотрит на своё отражение, а видит в нем всю былую жизнь с её нюансами, находит в ней позитив. Что прошло - должно быть мило, глупо воевать с собственным прошлым, поносить прожитые годы. Даже если в них был, допустим, скудный быт…
Короткие скетчи, мини-пьески вроде «Гамлет-97» (чудная вещица, в финале которой на пейджер спонсора-артиста приходят «аплодисменты от братвы») — тут успех, понятное дело, обеспечен. Но, оказывается, одесские джентльмены могут создать и двухчасовую монопьесу, которую можно воспринимать на едином дыхании. Правда, героя сбивает с толку тиканье часов, мерные движения маятника. Он попросит время остановиться, потому что разговор пойдёт задушевный, счёт на минуты здесь неуместен. И время пойдёт ему навстречу, то есть остановится, словно пожелав прислушаться к тому, что Левинзон будет говорить со сцены.
««Мужчина перед зеркалом» — это спектакль для женщин и… их ближайшего окружения, — пишется в аннотации к постановке. — Это комедия с элементами ностальгии и… претензией на знание жизни. Это ироничный монолог от имени поколения, выросшего в эпоху красных пионерских галстуков и чёрно-белых отечественных телевизоров. Это откровенные признания только для взрослых, вернее, для бывших детей. Главный герой в исполнении Яна Левинзона даёт, наконец, ответы на «вечные» вопросы: Что думает мужчина, глядя на постороннюю женщину? И думает ли он в этот момент вообще? Почему мы так рано женились? Нужно ли давать детям соску? Чего бояться на встрече одноклассников? Так ли уж вредно курение? Кто такой супермужчина? Что может украсть честный человек? Кто из супергероев родился в СССР? Куда делись автоматы с газводой? Неужели, если у мужчины есть внуки, то это обязательно означает, что он дед? К чему приводит долгий брак? Есть ли секс после 50-ти? А после 55-ти? Другими словами, всё, что вы всегда хотели знать о взрослом мужчине, но стеснялись у него спросить».
Герой забавно хорохорится перед зрителями, временем и собой, делает селфи (результат укрупнится на экране), возвращает из прошлого по кусочкам себя молодого, и ту эпоху, которая безвозвратно ушла, и ту Одессу, которая ещё не вполне истаяла. В молодости пили всем городом из одного стакана газировку в автомате и не болели, прекрасно обходились без телефонов (любых!), горячей воды, да и многого другого. А мечталось — сняться в одном фильме с Бриджитт Бардо (желательно в постельной сцене). Сейчас вроде бы быт налажен, но почему-то лето стало короче, а зима всё длиннее и длиннее… Обаяние Левинзона, впрочем, накрывает зал с той же силой, что и много лет назад, зато трогательные текстовые «вкусности» радуют даже больше, чем несколько обличительный пафос давних кавээновских реприз.
«Отличный моноспектакль. Очень трогательный и смешной. Спасибо Яну Левинзону за чудесную игру и замечательную энергетику в зале», — пишет одна из первых зрительниц на театральном форуме.
Сложно сказать, насколько «Мужчина перед зеркалом» будет интересен молодым зрителям, а вот тем, кто хоть немного застал времена, когда молодожёнам выгораживали уголок в общей комнате, и это считалось за счастье, спектакль тронет душу. Ну и что, если окно выходит, как говорили в Одессе, «на железнодорожные путЯ», признаётся герой, можно выучить расписание поездов и «успеть полюбить друг друга», пока все возможные звуки заглушает грохот… Как ни странно, многие браки, начавшиеся в таких стеснённых условиях, удалось сберечь. «Мы — бережливое поколение!» — делает вывод герой. И вправду, в эпоху дефицита не выбрасывали, а искали возможность починить, залатать, заштопать, хоть как-то отреставрировать, это стремление касалось не только вещей, но и отношений.
Афиша спектакля – в Северной Звезде.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Текст: Мария Гудыма