"Веселый ветер" - вечер музыки Исаака Дунаевского
Искренне Ваш, И Дунаевский.
Так Исаак Дунаевский подписывал письма к своим многочисленным поклонникам (по большей части поклонницам).
Он был необыкновенно ответственным и обязательным человеком и ни одного письма не оставлял без ответа. Дунаевский всегда старался помочь своим корреспондентам если не материально, то моральной поддержкой и оптимизмом - тем самым, который источает его музыка.
Его кипучей энергии хватало и на мызыку, и на государственые дела. Будучи депутатом Верховного Совета СССР,
он ездил по городам и селам и старался "выбить" хоть что-нибудь для своих избирателей. После его ранней смерти было опубликовано множество воспоминаний и писем, в которых виден не отретушированый советский композитор–песенник, а глубокий, искренний и доброжелательный человек.
Для нас, просыпавшихся под звуки доносящейся из кухни "пионерской зорьки", Дунаевский был символом эпохи. Cтепень проникновения его музыки в плоть и кровь советских людей была непревзойденной. Ну кто бы, услышав хоть раз "Эх, хорошо в стране советской жить" или "Широка страна моя родная", усомнился в том, что нам неслыханно повезло и мы живем в самой справедливой и счастливой стране?
Было совершенно ясно, что все остальные народы мира глубоко отстали и только и мечтают переехать в СССР, где нет места национальной розни и все равны как братья. Это и есть тема фильма-символа "Цирк", который обессмертила музыка Дунаевского. Читающие эти строки могут улыбнуться, но печальный парадокс заключается в том, что многие из них оказались в США не по доброй воле, а именно потому, что СССР песенный не очень был похож на свой прототип.
Можно согласиться с тем, что для таланта Дунаевского СССР был благоприятной почвой. Скорее всего, в любой другой стране, где все-таки "вольнее дышалось человеку”, ему было бы о чем рассказать людям. Но самое важное, ничто не помешало бы ему во всю мощь развить не только талант песенника и создателя оперетт, но и гений классического композитора - автора опер и симфоний.
Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д.Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму "Дети капитана Гранта" Дмитрий Дмитриевич писал: "Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента... Мне кажется, что если бы композитор и в дальнейшем уделял внимание симфоническим возможностям своего дара, то он смог бы и здесь достигнуть большого успеха".
Мало кто знает, что во второй половине 30х- годов Дунаевкий начинал работу над оперой совместно с Михаилом Булгаковым. Этому проекту не суждено было осуществиться. Власть не могла такого допустить. Вот отрывок из письма Дунаевского к Давиду Персону 17 февраля 1953 года, опубликованный Наумом Шафером – музыковедом, знатоком и экспертом творчества Дунаевского: «Газеты и радио продолжают вопить о мифических “убийцах в белых халатах”. И в такой момент Вы, Давид Михайлович, советуете мне “отключиться от всего” и возобновить работу над оперой. Вы что — не читали рассказ Мопассана, по которому Булгаков сочинил либретто? Не знаете, что Рашель — это модифицированная Рахиль? Я сейчас в прескверном настроении и боюсь, что зафиксирую на бумаге вовсе не те чувства, которые я испытываю к памяти Булгакова[…] Cкажу лишь одно: если в 1939 году мне бы за “Рашель” приписали антипактовские
настроения, то сегодня, при намерении довести свой замысел до конца, я угодил бы в агенты “Джойнта”. Устраивает Вас такая перспектива для композитора Дунаевского? [...] Я горжусь, что в доме Булгаковых мою демократическую музу ценили больше, чем изысканный модерн современных “гениев”. Вы знаете, Давид Михайлович, я не трус. Но единственное, чего я боюсь, - это ненароком повстречаться с Еленой Сергеевной. Как я посмотрю ей в глаза? Ведь “Рашель” была последней надеждой в доме Булгаковых, а я эту надежду не оправдал... Грустно!»
В конце 30-х делегация советских кинематографистов ездила в Голливуд по "обмену опытом". В эту поездку Дунаевского не пустили, зато сохранили жизнь, ведь многие из членов группы были впоследствии расстреляны. Невольно думается о том, что оказавшись в Америке, Дунаевский мог бы достичь славы Гершвина.
Наш Дунаевский – загадка для американцев. Мало кому из американских любителей музыки знакомо его имя. Понять масштаб его популярности в бывшем СССР трудно, так как за железным зановесом были и остаются свои кумиры. Но время берет свое, и гениальные мелодии Дунаевского обретают новую жизнь как в России, так и за ее рубежами.
У Марины Лядовой, дирижера и художественного руководителя компании «Лидия», давно была мечта собрать оркестр и познакомить американских слушателей с музыкой Дунаевского. Рассказ о том, сколько творческой энергии и труда уходит на то, чтобы такой концерт состоялся, выходит за рамки моего повествования, скажу только, что музыкантов на этот раз Марина собрала отменных - лучших в Миннесоте. Итак, концерт объявлен, афиши расклеены! Приезжайте с семьями и друзьями послушать любимые и незабываемые мелодии Исаака Осиповича Дунаевского. Вы услышите музыку из фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Моя Любовь», «Кубанские Казаки», а также несколько коротких оркестровых произведений, в том числе увертюру «Дети капитана Гранта».
Дата концерта - 20 января, но время можно выбрать по желанию: 4 или 7 часов вечера.
Концерт идет полтора часа без антракта. Концертный зал Сандин расположен на территории университета Хэмлайн в Сент-Поле. Парковка бесплатная. Билеты можно купить на сайте www.lidiaproductions.org или по телефону 612.203.8227 (cообщения можно оставлять на русском языке).
До встречи!
Искренне Ваш,
И. Вайнер