Но несмотря на то, что мероприятия, организованные проектом Иланы Володарской, это всегда праздник и fun, этим не ограничиваются их цели. Празднование еврейских праздников - это не только еда, музыка и встреча с друзьями, это прежде всего дань истории и традициям нашего народа, ведь уважение и соблюдение традиций и передача их из поколения в поколение - это именно то, благодаря чему наш народ существует уже не одно тысячелетие. Именно поэтому Илана всегда старается, чтобы мероприятия были не только развлекательными, но и познавательными.
Для всех, кто знаком с мероприятиями русско-американского проекта, не секрет, что они проходят на таком высоком уровне благодаря энергии и организаторскому таланту Иланы в сочетании с энтузиазмом, творчеством и инициативой участников. Многие из вас видели или по крайней мере наслышаны о ставших уже знаменитыми Пуримшпилях, которые были сыграны разными составами участников под неизменным руководством Ани Азрелян. Во всех этих спектаклях Аня была не только вдохновителем и режиссером, но и художником-оформителем и костюмером. Поэтому и на этот раз Илана Володарская попросила Аню организовать и поставить музыкально-юмористическое представление к Хануке. О том, как они его готовили и делали, Аня расскажет сама. Моя задача - рассказать об увиденном "глазами зрителя".
Конечно, сидя в зрительном зале, трудно оценить, сколько времени, сил и энергии было затрачено участниками на изучение истории праздника Ханука, составление текстов, репетиции (1,5 месяца по нескольку раз в неделю после работы), трудно поверить, что все костюмы были не просто придуманы, но и своими руками сшиты Аней... Но о том, что это время и силы были потрачены не зря, можно было судить по сиянию благодарных глаз зрителей, позитивной энергии, смеху, аплодисментам и крикам "Браво".
Многие знают историю "Ханукальное чудо", когда восстание, начатое горсткой героев под предводительством братьев Макавеев, стало всенародным и увенчалось освобождением от язычников Иерусалима и Иерусалимского Храма. При освобождении Храма в нем удалось найти лишь один закопанный в землю кувшинчик ритуально чистого, не оскверненного греками масла, которого могло бы хватить только на одну ночь горения Меноры, но произошло чудо: этим маслом зажигали Менору восемь дней – пока не было приготовлено новое ритуально чистое масло. В память об этом мудрецы того поколения постановили, что каждый год эти восемь дней будут днями праздника, и каждую ночь в эти дни евреи будут зажигать светильники у входа в дома.
Но не все знают, что этот праздник напоминает также о другом, главном чуде Хануки. О том, что несмотря на то, что подавляющее большинство евреев отдалилось от веры, тем не менее, Хашмонеям (Макавеям) удалось одержать не только военную победу над врагами, но и духовную и возвратить своих собратьев к вере и традициям отцов. Эти два чуда связаны между собой, и первое является символом для второго: подобно тому, как среди огромного количества масла, не уничтоженного греками, но оскверненного ими, все-таки нашелся маленький кувшинчик ритуально чистого масла, так и в глубине души любого еврея, как бы далеко он ни ушел от своего народа и его традиций, все-таки теплится искра веры, и это залог того, что каждый еврей может вернуться на путь Торы.
И потому кульминацией и самым эмоциональным, на мой взгляд , моментом вечера была песня, написанная Вадимом Лядовым по мотивам песни Макаревича "Свеча" и исполненная Леонидом Мархасиным. В словах ее заложен весь смысл и праздника Ханука, да и вообще смысл того, для чего существует весь этот проект:
Бывают дни, когда нам нужно чудо
И в сердце не хватает теплоты,
Пытаясь отыскать его повсюду,
Огонь свечи во тьме увидишь ты.
И сохранить его тебе под силу,
Разбрызгав искры, уничтожить мрак,
Чтоб пламя стены Храма осветило,
Чтоб восемь дней оно сияло так.
И потушить огонь ничто не сможет
Ни тень сомнения, ни лезвие меча,
Сиянье веры силы нам умножит,
Пока не меркнет, пока горит свеча.
Спектакль получился и веселым, и вместе с тем заставляющим задуматься. Ведь как и все наши праздники, перипетии далеких событий Хануки повторяются и в наши дни. И сегодня так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с "чистым маслом еврейства" в своей душе. И порой необходимы сила воли и решимость, чтобы зажечь его, чтобы слабый огонек разгорелся в яркий свет еврейской веры и ощущения принадлежности к своему народу.
Ведь главное, что определяет нас как народ, это не наши еврейские фамилии или кровь, а прежде всего наше знание и уважении истории и традиций еврейского народа, наше желание и старания передать это нашим детям, наша общая боль о жертвах Холокоста и наша сопричастность к судьбе самому дорогому, что делает нас народом - государству Израиль.
И как раз следующим мероприятием проекта будет празднование в мае Дня Независимости Израиля, 65-летней годовщины со дня образования Израиля.
Для проведения этого мероприятия требуются таланты в разных областях (актеры, певцы, музыканты, художники), а также спонсоры.
Со всеми вопросами, идеями, предложениями спонсорства обращайтесь к Илане Володарской по телефону 651-255-4742.
И еще... в заключение... Когда закончилось Ханукальное представление, его участники стояли на сцене, а зал им аплодировал, мне вдруг вспомнились слова Билла О`Рейли о том, что слова Кеннеди "Не спрашивай, что твоя страна может дать тебе. Спроси, что ты можешь дать своей стране" безнадежно устарели, и сегодня в Америке превалирует та часть населения, которая не умеет и не хочет давать, а желает лишь брать. Именно поэтому настолько приятно, что все-таки еще есть такие люди, которые думают не о том, что бы взять, а о том, что бы дать другим, и отдают свою энергию, силы, время, совершенно ничего не требуя взамен. На таких людях вот уже 10 лет держится проект Иланы Володарской. И вообще, именно благодаря им происходит все самое хорошее, доброе и светлое в нашей жизни.
Лина Грановский
Отдельная благодарность Ане Азрелян, которая была не только вдохновителем и режиссером, но и художником-оформителем и костюмером Ханукального Музыкального представления.
Tакже Большое Спасибо всем актерам - участникам ханукального представления: Вадиму Лядову, Леониду Мархасину, Виталию Катасонову, Севе Аккерману, Татьяне Мельник и Лилии Зеликсон.
Отдельная благодарность Лине и Мише Грановским, а также Александру Зеликсону за фотографии, Сергею Бурштейну - за видеосъемку на вечере. Большое спасибо любимому всеми музыкальному сопровождению всех праздничных вечеров - группе Клары и Славы Супаницких "C&S Entertainment" (при участии Ильи Затучного и Игоря Горидовского), Interfusion (www.csmusic.us) за хорошую музыку и зажигательные танцы. Отдельное спасибо Яну Цельникеру, "Continental Liqueurs", за коллекцию предоставленных вин.
Они, как правило, мирны,
Они хотят детей растить
И бога своего любить.
Но если в храм ввалился грек,
То этот грек - не человек,
И перед богом нет вины,
Не избежать врагам,
Что осквернили храм,
Не избежать врагам Войны.
Сева Аккерман
Исторические события, предшествующие описанным в Торе знаменитым свечам, горевшим 8 дней на нескольких каплях масла, не легкие и тем более не весёлые. Страница истории Эллинистического Израиля 2-го века д.н.э. так же сложна и драматична, как и все последующие эпохи вплоть до дня сегодняшнего. Но потом я подумала: ведь несмотря на все тяготы и гонения, вопреки угнетению, унижению и истреблению мой любимый еврейскии народ всегда и во все времена находил место радости и веселью, любви и заботе, иронии и острой шутке. А раз мы - частичка этого народа, значит надо соответствовать.
И вот мы постарались преподнести сложные события времён древнегреческой оккупации Израиля в легкой и веселой форме шпиля.
Что же тогда происходило? С одной стороны, греки несли культуру и свободу разума, но насаждали это оружием и силой; они проповедовали просвещение и демократию, но в тоже время запрещали и жестоко преследовали исповедование иудаизма и следование традициям.
Мне очень хотелось показать эти ключевые моменты в контрастных сценах представления. И вот кульминации греческой оргии с парадом сексуальных меньшинств и полным телесным разгулом мы противопоставили возвышенную духовность ханукальной молитвы в исполнении Татьяны Мельник, зажигание свечей под проникновенно-трогательную песню Макаревича "Пока не меркнет свет, пока горит свеча", которую исполнил Лёня Мархасин, да так, что у зрителей наворачивались слезы на глазах. Был у нас и правитель Антиох Эпифан в блестящей интерпретации Вадима Лядова - жестокий, развращенный монарх; был и первый генерал-министр в исполнении Севы Аккермана, которого он сыграл с военным фанатизмом и знанием дела. Был у нас и греческий отряд - армия хамаса в зеленых беретах (Вадим Лядов, Леонид Мархасин и Виталий Катасонов), были и иудеи, перешедшие в эллинистов - многоплановый Леонид Мархасин. Был и хитрый приспособленец-первосвященник Храма Минелай, отдавший Храм Зевсу и другим богам, сыгранный Вадимом Лядовым с особой "любовью".
Периодически появлялись на сцене неподвластные времени вечные одесситы, рассуждающие обо всем со своей колокольни, их сыграли таланты перевоплощения Сева Аккерман и Леонид Мархасин. И конечно же, были герои Израиля - Матитьягу Хасмоней (Сева Аккерман) и его сын Иегуда Маккавей (Леонид Мархасин). Их благородные образы сияли светом и звенели отвагой.
А еще у нас была Свинка. Да-да, не удивляйтесь, можно сказать, главным героем всей заварухи была та самая свинюшка, из-за которой началось восстание и освободительные войны. Когда Матитьягу не позволил предавшим иудаизм евреям принести в жертву свинью в Иерусалимском Храме и вместо свиньи зарубил подлого предателя, освобожденная и счастливая наша свинюшка прославляла и восхваляла кашрут - своё спасение. А сыграл это розовое очарование Виталий Катасонов, впервые принявший участие в наших постановках. Он замечательно влился в наш творческий коллектив со своими бравыми идеями и необузданным нравом. Уверена, никто из зрителей не пропустил появление на сцене двух соблазнительных гетер в исполнении Татьяны Мельник и Анны Азрелян. Хoреографии танца-оргии мы обязаны способностям и фантазии Танечки Мельник.
Ну, а уж музыкальное сопровождение спектакля не могло оставить никого равнодушным. Ничего не было бы возможно без нашей любимой Лилечки Зеликсон - это и настроение спектакля, и главный голос, и сложные переходы, и вступление и завешение. Спасибо Лилечке за терпениие и мастерство!
Вот еще один праздник позади, надеюсь, он не прошел мимо сознания и сердец наших зрителей, ведь именно туда мы метили и именно там хотели оставить что-то хорошее, доброе, вечное!!!!
Аня Азрелян
От языческой скверны очистивши Xрам,
Мы наполним бокал, чтоб не пасть от простуды.
Ты ж суровой зимой словно водки сто грамм,
Ханукальное чудо, ханукальное чудо.
И врагов ненавистных в капусту рубя,
Я про помощь небес никогда не забуду.
Как безрадостно жить, не имея тебя,
Ханукальное чудо, ханукальное чудо.