Весна в Париже
Праздник, который всегда с тобой
В Париже хочется успеть увидеть все, но никуда не хочется спешить. Затягивают к себе и не хотят отпускать маленькие круглые столики французских ресторанов, с парижанами, читающими газету за чашечкой кофе. О, да! Французы знают толк в кофе, и в красоте жизни, кажется, тоже. И потому, невольно заражаясь этими эпикурейскими настроениями, уже не хочешь никуда бежать, спешить, успеть увидеть все. Напротив, хочется неторопливо погулять по Елисейским полям, не пропуская модных витрин, пройтись по площади у Собора Парижской Богоматери, вспоминая об истории прекрасной Эсмеральды, пересмотреть книжные развалы на набережной Сены, отыскав какой-то особенно интересный экземпляр известной книги.
Духом истории пропитано каждое название улицы, каждый камушек на мостовой. Чувство того, что ты находишься в каком-то историческом романе, не покидает ни на минуту. Архитектура, дворцы и Соборы, памятники и даже просто маленькие переулочки – буквально все здесь кажется каким-то особенным и необыкновенным.
История переплетается с литературными произведениями, и уже непонятно, где заканчивается реальность и начинается воображение.
ПАРИЖ ПРОШЛОГО
Сам Париж – это воплощение истории, от Лувра до Монмартра, от Триумфальной арки садов Тюирли, где как будто вчера прогуливался один из Людовиков со своей свитой. Площадь Конкорд и Собор Инвалидов напоминают о великом Наполеоне. Пропитанный духом богемы Монмартр, родина слова «бистро», напоминает о гусарском веселье. Легко представить, например, как из одного из маленьких окошек с озорными ставнями и синими фиалками выглядывают молоденькие парижанки и машут платками проходящим мимо красивым усатым военным.
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием Нотр Дам де Пари, прославленный Гюго. Мрачный и огромный, он больше не пугает прохожих гаргульями, которые когда-то украшали его фасады, а теперь надежно укрыты в музейных залах Лувра. Внутреннее убранство собора, однако, все еще способно вызвать бурю смешанных эмоций и захватить дух своим гротескным величием.
Интересно, но подобные ощущения вызывает и Лувр, привлекающий туристов и искусствоведов со всего мира. Грандиозные мраморные залы, лестницы и переходы, величина окон и дверных проемов, - в голове просто не укладывается мысль о том, что в этом дворце когда-то могли жить люди. Кажется, что обойти его за один день просто невозможно. Особенно когда с каждой стены, тут и там на тебя смотрят полотна самых известных в мире художников и провожают взглядом статуи античных скульпторов. Да, Лувр надо принимать порционно – сначала как дворец, принадлежавший великим королям Франции, потом как музей, дом для мировых шедевров искусства.
Версаль – образец классицизма и симметрии, увенчаный конной статуей Короля-Солнце, одним напомнит Петергоф, другим – романтические истории о похождениях Анжелики.
Париж как герой многих литературных произведений заслуживает отдельного и особенного взгляда. Там точно должны быть особенные туры по городу – герою новелл и романов, в которых можно воочию посмотреть места, где разворачивались события, описанные в тысячах страниц классиков и современников.
ПАРИЖ НАСТОЯЩЕГО
О да, именно этот Париж любят модницы со всего мира, которые без сожаления предпочтут Галерею Ла Файет походу в Лувр.
- Не знаю, как там в Лувре, но в Галерее Ла Файет я купила сумочку со скидкой от Нины Риччи всего за двести шестьдесят евро! Да, это мое лучшее впечатление о Париже! – говорила мне одна знакомая.
Да, в Париже есть во что влюбиться поклонницам красивых витрин и громких имен. Елисейские поля, блеск дорогих Феррари и маленькие юркие Смарты, машинки размером с небольшой письменный стол, шагающие с багетами и вином француженки в ярких шарфах и туфлях, похожих на разноцветные леденцы. Блеск и шик отеля «Ритц» ( который скорее стоило бы отнести к предыдущему разделу, уж больно много в нем истории) легко вписывается в облик нового, современного города, ведь во Франции даже в самом современном, пропитанным хайтеком пространстве всегда найдется место классике.
Ах, да, и как же за всем этим шоппингом и дворцами мы могли не вспомнить о главном – то, что смотрит на нас с каждой второй французской открытки. Эйфелева башня. Именно она почему-то ассоциируется с фразой «Увидеть Париж и умереть». Может быть, потому что без посещения этого туристического объекта поездка в Париж кажется какой-то незаконченной. Кстати, сразу после паломничества к Эйфелевой башне поездка на кораблике по Сене будет очень логичным способом закрепить впечатления об этом великом городе видами с реки.
ПАРИЖ БУДУЩЕГО
Да, есть и такой Париж. Со своей новой аркой, эскалаторами на улицах, стеклом и бетоном. И никаких вам каменных мостовых и витиеватой ажурной лепнины. Вы в ЛА ДЕФАНС – новейшем районе старины Парижа, который, кажется, сам был удивлен неожиданным появлением этого блестяще-стеклянно-высотного пятна на своей карте. И кажется, что с той же избалованной чрезмерностью, с которой когда-то были построены Лувр и Версаль, современные мастера строили этот новый район, доведенный до абсолютно футуристического ощущения.
Но, похоже, не удержались те авторы стремящихся к облакам небоскребов и, разбуженные однажды звуками шарманки, пошли и добавили в эту картинку идеальных ровных линий старые добрые парижские карусели. Карусельные лошадки теперь с недоумением смотрят на прохожих, не понимая, как они могли очутиться в этом чуждом для них бездушном стеклянно-металлическом мире.
ПАРИЖ ВЕСЕННИЙ
Да, ведь это было первое, о чем мы заговорили. Почему же Париж и почему весной? Потому что весенний Париж – это пылающие розовым и белым цветом каштаны, потому что весенний Париж – это горящие глаза влюбленных в жизнь студентов. Это круассаны и кофе на завтрак на улочке, по которой гуляют цветочницы, предлагающие «купить тюльпаны для дамы». Это обещание счастливого будущего и начала новой красивой жизни, это праздник, который всегда с тобой!
Юлия Королёва