Напомним, что в прошлом году читательский выбор оказался очень верным — лидером народного голосования стала Светлана Алексиевич, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе.
Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» Самый яркий дебют этого сезона, отмеченный всеми крупными литературными премиями, – роман «Зулейха открывает глаза», выросший из сценария полнометражного фильма. История тридцатилетней татарской крестьянки Зулейхи, которую в 30-ые годы вместе с другими раскулаченными отправляют в лагерь в Сибирь. Людмила Улицкая написала в предисловии к роману, что «он обладает главным качеством настоящей литературы — попадает прямо в сердце». Это уже подтвердили читатели — Гузель Яхина с романом о маленькой татарской женщине стала лидером народного голосования «Большой книги». История Зулейхи, живущей в глухой деревне вместе с властным и грубым мужем и деспотичной свекровью, захватывает мгновенно, с первых страниц. И уже невозможно закрыть книгу и не последовать за героиней в ссылку в отдаленное поселение на Ангаре, чтобы убедиться, что и в аду есть место нежности, любви и внутренней свободе. |
Валерий Залотуха «Свечка» Кинодраматург Валерий Залотуха успел выдвинуть свой объемный итоговый роман на «Большую книгу», но в шорт-лист попал, увы, посмертно. У двухтомного романа «Свечка», по мнению многих писателей и критиков, есть все шансы попасть в число лучших романов года. Причем не потому, что автор уже ушел из жизни, а потому, что это, как сформулировал Дмитрий Быков, «большой русский роман, после которого его сценарии — даже «Макаров», даже «Мусульманин» рискуют навеки оказаться в тени его страшной и насмешливой прозы». Главный герой Евгений Золоторотов — ветеринарный врач, московский интеллигент, образцовый сын, муж и отец — случайно зашел в храм и поставил свечку. Просто так. «И полетела его жизнь кувырком, да столь стремительно и жестоко, будто кто пальцем ткнул: а ну-ка испытаем вот этого, глянем, чего стоит он и его ценности». Залотуха работал над «Свечкой» 12 лет. У романа сложная драматургия, масштабный замысел, пять разных по стилю и посылу частей. Все вместе - объемный роман о русском менталитете, о сложных отношениях с Богом, о несправедливости наших судеб и вере в высшую справедливость вопреки всему. «Свечка» требует долгого вдумчивого чтения, это книга, которую необходимо время от времени откладывать в сторону, но ее непременно стоит дочитать до конца, чтобы полностью оценить авторский замысел и увидеть, как развязываются и распутываются многочисленные узелки. |
Алексей Варламов «Мысленный волк» Алексей Варламов, доктор филологии, постоянный автор серии «ЖЗЛ» объединил в роман «Мысленный волк» размышления о трагическом для России предреволюционном и революционном времени, переосмысленные и художественно переработанные биографии своих досконально изученных героев — Пришвина, Розанова, Распутина, человеческие страсти, эмоции и душевную смуту. Получился сложный и неровный роман о начале ХХ столетия, о русском характере, о той мистической неуправляемой силе, которая владеет нашими помыслами и определяет судьбы. «Мысленный волк» философские размышления Алексея Варламова, в которые он щедро вплетает любовь, ревность, убийство, предательство, страшную засуху последнего предвоенного лета, исторические события Первой мировой, теорию европейского заговора и загадки Серебряного века. |
Роман Сенчин «Зона затопления» Молодой мастер реализма Роман Сенчин, известный, в первую очередь, эпосом «Елтышевы» о попытке горожан обосноваться в деревне, на этот раз рассказывает о вынужденном переселении жителей старинных сибирских деревень в город. На месте их родных поселений будет новое искусственное море и Богучанская ГЭС, которую начинали строить при социализме, а в 0-х бросили. В 2005-м решили возобновить замороженное строительство и перекрыть Ангару, чтобы создать еще одно огромное водохранилище. Для сибиряка Сенчина эта тема не просто остроактуальная, она почти личная — автор вырос в верховье Енисея и знает, что значит плыть на лодке и видеть под собой огромный лиственный лес. И Сенчин настроил оптику и приблизил короткий сюжет региональных новостей к читателю так, что трагедия сибирской глубинки стала видна так же отчетливо, как эти затопленные деревья. Писатель, к сожалению, не придумал «дикое мертвое место над мертвой стоячей водой», а лишь описал и детально зафиксировал происходящее в художественном произведении. После выхода «Зоны затопления» Сенчина обвиняли в том, что он написал римейк «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина (которому посвящен роман) в расчете на литературные премии. Писатель не отрицает, что принимает эстафету — он успел даже спросить самого Распутина, можно ли поднимать эту тему. Получил ответ классика: «Нужно! Сюжет не закончен, история Матёры продолжается». И Сенчин горько и правдиво пишет о том, как затопленные леса, деревни и погосты уходят под воду, а с людьми происходят необратимые изменения. |