АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР БАЛЕТА БОРИСА ЭЙФМАНА НАЗЫВАЮТ БАЛЕТОМ XXI ВЕКА. ОН БЫЛ СОЗДАН В 1977 ГОДУ В ЛЕНИНГРАДЕ, И НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В ЕГО РЕПЕРТУАРЕ СВЫШЕ 40 ПОСТАНОВОК, СРЕДИ НИХ – «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО», «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ», «ЛЕГЕНДА», «ТЕРЕЗА РАКЕН», «ИДИОТ», «ПОЕДИНОК», «МАСТЕР И МАРГАРИТА» И ДРУГИЕ.
ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ У БАЛЕТА ВЫРАБОТАЛАСЬ СВОЯ, ОСОБАЯ ПЛАСТИКА, СВОЕ ОСОБОЕ ПРЕПОДНОШЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО РИСУНКА. СРЕДИ ПОКЛОННИКОВ БАЛЕТА ЭЙФМАНА – ЗРИТЕЛИ ПО ВСЕМУ МИРУ.
28, 29 АПРЕЛЯ ТРУППА ПРЕДСТАВИЛА В МИННЕСОТЕ ПОСТАНОВКУ «РОДЕН» - ТРАГИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ ЛЮБВИ СКУЛЬПТОРОВ ОГЮСТА РОДЕНА И ЕГО УЧЕНИЦЫ И МУЗЫ КАМИЛЛЫ КЛОДЕЛЬ. АРТИСТЫ ТАНЦЕВАЛИ НА СЦЕНЕ «НОРТРОПА», И ОБА ДНЯ – С ПОЛНЫМ АНШЛАГОМ.
СЕГОДНЯ МЫ БЕСЕДУЕМ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ В СПЕКТАКЛЕ - ОЛЕГОМ ГАБЫШЕВЫМ (РОДЕН) И ЛЮБОВЬЮ АНДРЕЕВОЙ (КАМИЛЛА).
Олег Габышев: - Я работаю в театре двенадцатый сезон.
Любовь Андреева: - Я четвертый.
- В Миннесоте в первый раз?
Олег Габышев: - Люба первый, я – второй. Мы приезжали сюда с «Чайкой». Я помню, тогда еще были перестановочные репетиции – Борис Яковлевич иногда меняет что-то в балете, когда смотрит со стороны, и говорит: «Чего-то здесь не хватает!».
- Удалось погулять по Миннеаполису?
Олег: - Да, удалось. Погода у вас хорошая!
Любовь: - Мы сегодня гуляли в парке вашем, в котором ложка с вишенкой. Сели на лавочку, а напротив сидят дедушка и женщина и говорят по-русски. Приятно было слышать родную речь!
Олег: - В этот раз мы живем в даунтауне, ваши скайвеи впечатляют. Так интересно – все здания связаны между собой переходами. Такое ощущение, что Миннеаполисе - город будущего. Все так чисто, аккуратно!
- Миннесоту называют американской Сибирью. Обычно у нас холодно.
Олег: - Да, я догадался, когда увидел крытые остановки и надземные переходы.
Любовь: - Я приехала из Питера, у нас там снег, так что в Миннесоте отогрелась! А еще мы обратили внимание, что у вас так много молодежи!
Олег: – Вчера у нас было открытие. Первый спектакль в Америке в рамках нынешнего тура начался у вас, в Миннеаполисе. Гастрольный тур – полтора месяца, с учетом Канады – два. Следующая наша остановка в Бостоне. Потом Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон. Мы показываем два балета: «Роден» и новый балет «Up&Down».
- Жаль, что миннесотский зритель не увидит «Up&Down».
Олег: - Зато будет еще раз повод приехать к вам!
- По вашим личным впечатлениям, где публика теплее встречает – в России или в Америке?
Олег: - Здесь, в Америке, теплее.
Любовь: - Здесь нас больше ждут. В Америку мы обычно раз в два года приезжаем. И каждый раз видно, как люди ждали нас.
- Ваш балет называют современным. Существует мнение, что Борис Яковлевич расширил строгие рамки классического балета. Его постановки более понятны и близки современному зрителю и притягивают более широкую возрастную аудиторию. Как вы считаете, за современным балетом – будущее?
Олег: - Люди никогда не забудут классические произведения, на то она и классика. Единственное – да, современный балет в чем-то ближе зрителю, потому что часто он раскрывает современные проблемы, это ближе людям, поэтому для молодых 20-40 лет современный балет понятнее и актуальнее. Но классика будет всегда. Это то, что нас возвышает.
Любовь: - Есть понятия «классика» и «модерн». В нашей труппе это вообще своя, отдельная пластика - и не модерн, и не современная. Сейчас стало особенно модно танцевать голый текст без эмоций. Борис Яковлевич, напротив, дает очень много эмоций. Не в любом современном балете, и особенно в модерне, это есть. У нас очень большой акцент идет на драму, на психологию. В своих спектаклях мы раскрываем внутренние переживания героев. Зритель эти эмоции находит созвучными со своими, и отсюда – особая связь.
Любовь: - Вживание в роль происходит еще на постановочных тренировках. Это тяжело, конечно.У нас каждый жест оправдан, он что-то значит. Это помогает войти в образ, который ты потом выносишь на сцену.
Олег: - И благодаря этому в каком-то смысле проще входить в роль, чем в других театрах. Каждый жест помогает твоей роли раскрыться, и ты понимаешь, для чего то или иное движение.
- У нас в Миннесоте есть детские школы балета. Что вы можете пожелать их воспитанникам?
Любовь: - Здоровья! (смеется.).
- Потому что балет – жестокое искусство?
Любовь: - В каком-то смысле да, поэтому надо набраться здоровья, терпения. Идти к успеху нелегко – ты должен быть готов проститься с обычной жизнью на 90 процентов. Когда ты уже заявил себя, занял какую-то позицию – тебе уже проще.
Олег: - Я считаю, что балет все же не такой деспотичный, как спорт. В балете ты можешь найти какой-то свой путь, свои направления, а в спорте ты или первый, или ты никто. Это сильно бьет по психике.
Любовь: - Это верно. В балете сейчас много направлений, существует много мини-театров, поэтому если ты не попал в хорошую труппу, ты можешь реализоваться в другом театре.
- Как вы отдыхаете?
Любовь: - По-разному. Во время гастролей, если в этот день только репетиция, стараемся осмотреть достопримечательности.
Олег: - Да, все индивидуально. Гуляем по магазинам. В Америке – самые лучшие магазины!
- И балерины неравнодушны к шоппингу?
Любовь: - Конечно! Какая женщина равнодушна к шоппингу?! (смеется.) Нам еще сложнее, ведь помимо обычного есть еще и балетный шоппинг.
- В Миннесоте расположен самый крупный молл Америки.
Любовь: - Да, мы знаем!
- Сейчас вам сложно, наверное, сказать, когда в следующий раз вы приедете в Миннесоту?
Любовь: - В этот раз нас долго не было, так как была реконструкция «Нортропа». Думаем, что в следующий раз приедем к вам очень скоро!
Беседовала
Елена Пинкоске